Высший класс

Памир, 6 к.с.: Р. Карасу – пер. Транспортный (1А, 4200) – лед. В. Кызылсу – пер. Ворота Нуры (2А, 4800, п/п) – пер. Четырех мандаринов (2Б, 4700, п/п) – траверс в. 4812 (2Б, п/п) – лед. Нура – траверс п. Заря Востока (3Б, 6349, п/п) – лед. В. Кызылсу – пер. А. Зотова (3Б, 6015, п/п)+п. Чорку (6283, рад., п/п) – пер. Маркансу (3А, 5800, п/п) – траверс п. 5917 (3А, п/п) – пос. Сарыташ (Новик А., Москва, 2000)

Памир, 6 к.с.: Алайская долина – пер. Минжар 2Б – р. Саукдара – пер. Прижимный 1Б – р. Зулумарт – п. Белеули 6065, рад., 3Б, п/в – пер. Никитина – 2А – пер. Октябрьский 2Б – траверс пер. Жукова+п.Ленина+Раздельная 3Б*, 7134, п/п – пер. Путешественников 1А – Ачикташ – пер. Золотой теленок+Мира З. 2А – лед. Корженевского – лед. Пр. Кичексу – пер. Четырех ледопадов 3А, п/п – лед. В. Кызылсель – Алайская долина (Лебедев А., Москва, 2001)

Памир, 6 к.с.: пос.Ляхш – пер.Белькандоу (н/к) – лед.Сугран – пер.Шапак (3А, 5400) – рад. выход на п. Бырс (2А, 5621) – лед.Фортамбек – лед.Е.Корженевской – траверс п.Е.Корженевской (3Б*, 5А альп., 7105) – лед.Москвина – рад. выход на седл. пер.Четырех (~2А, 5100) – траверс п.Коммунизма (3Б*, подъем через ребро Бородкина 5А, спуск по Тпму 5А, 7495) – лед.Россия – лед.Бивачный – ГМС “Федченко” – пер.Кашал-Аяк (2А, 4300) – р.Ванч – пос.Ванч (Юдин В., Новосибирск, 1989)

Памиро-Алай, 6 к.с.: Аллаудинские озера – пер. Аллаудин+п. Северный по сев. ребру (2Б альп.)+пер. Шагун-Ага 2Б 4027 – Аллаудинские озера – пер. Талбас+в. Чапдара по сев. гребню (5А альп.) 3Б*, 5049 – лед. Бодхона – пер. Седло Бодхоны 2Б 4550 – р. Сурхоб – пер. Зард 1Б 4100 – р. Желтая – пер. Фанская сказка 3А 4300 п/п – лед. Имат – пер. Имат 3А 4100 – пер. Линкор 1Б 4350 п/п – пер. Сурх 1Б 4450 – р. Казнок – пер. Кузбасс+пер. Жигули+в. Энергия+пер. Чимтарга 3Б* 5105 п/п – р. Зиндон – р. Сарымат – пер. Сарымат З. 2А 4100 – Маргузорские озера – к. Шинг (Джулий А., Москва, 2000).

Конечно, это лишь примеры, причем последних лет. Если говорить о высших достижениях в туризме, можно вспомнить огромное количество походов, пройденных руководителями разных городов и республик в рамках чемпионатов СССР. Надеюсь, моих сил хватит, чтобы когда-нибудь подготовить обзор чемпионатов СССР-России с момента их появления до сегодняшних дней, не без помощи, естественно, моих старших друзей.

Из “старых” маршрутов я включил сюда лишь два – “пятерку” под моим руководством 1990 года, которая с некоторым натягом попадает в качестве примера в старший класс. И маршрут Володи Юдина из Новосибирска с траверсом пиков Корженевской и Коммунизма – это один из немногих маршрутов, попадающих на ступеньку высших достижений в туризме – как раз этот поход выиграл Чемпионат СССР в 1989 году. Надо сказать, что через год похожий маршрут совершил Виктор Будников из Томска – с траверсом пиков Гармо и Коммунизма в одном походе.

Такое условное деление маршрутов по классам позволяет сделать некоторый анализ сегодняшнего туризма. Основная масса походов совершается в начальном и среднем классе, лишь небольшой процент попадает в старший класс, единицы – в высший класс. Наверно, это вполне закономерно. Подобное деление на классы вполне может служить неким руководством для МКК – перескакивать через класс нежелательно. То есть, выпускать группу на маршрут, попадающий в старший класс сразу после начального класса, я бы не стал, даже если и тот, и тот маршрут – одной категории.

Анатолий Джулий, мастер спорта международного класса.